Выступление Губернатора В.В. Радаева на заседании Саратовской областной Думы, посвященном отчету о результатах деятельности Правительства области в 2018 году

15.05.2019
584

15 мая 2019 г., Саратовская Облдума

Уважаемые коллеги.

Завершается первая половина 2019 года – года старта национальных проектов. Поэтому сегодняшний отчет предлагаю оценивать с позиций готовности региона к реализации национальной стратегии, использовать прогнозную аналитику, смотреть на сделанное с выходом на перспективу. При этом - руководствоваться установкой Президента: «Людям не интересны абстрактные обещания, ведомственные планы или графики, им важен результат, причем не в отдаленном будущем, а сейчас».

И другой принципиально важный момент. Критерии эффективности власти всех уровней будут строиться на социальных индикаторах, которые максимально объективно отражают удовлетворенность населения качеством жизни. Говоря простым языком, конечная цель всех 12 нацпроектов, включая цифровую экономику, экологию, науку, малый бизнес, не говоря уже о здравоохранении, образовании, комфортной городской среде, – это человек и все составляющие его благополучия. Хорошие врачи, современное оборудование в клиниках, дороги, школы и детские сады, жилье и работа, зарплата, комфорт во дворе и каждом населенном пункте. Таким, казалось бы, простым вещам подчинены все социально-экономические механизмы, задействованные в нацпроектах, и миллиардные средства государства. Подчинены – мощнейшие ресурсы. Потому что всё перечисленное должно соответствовать самым высоким стандартам. Люди не просто их заслужили - они на них сориентированы!

Мы вступаем в новый период. И работать будем по-новому. Но это вовсе не значит, что накопленный опыт прошлых лет, опыт «предпроектного» – 2018 года уходит на второй план. Напротив, всё успешное, в том числе достигнутое взаимопонимание между властью, депутатами, общественностью, – забираем с собой, чтобы идти вперед, а системные ошибки – оставляем в прошлом. Нам с ними не по пути. Прошлый год вместил в себя и то и другое.

Начну с ключевых макроэкономических показателей 2018 года. Темп экономического роста составил 102,3 процента. Во многом это ускорение было обусловлено обрабатывающими секторами промышленности.

Доходы бюджета в прошлом году достигли 110,6 млрд руб. с темпом 111%, прирост по сравнению с предыдущим годом – почти 11 млрд. Важно, что в структуре доходов высокие темпы демонстрирует налог на прибыль, рост которого составил 12%. Это главный индикатор состояния развивающейся экономики.

Безусловно, наращивание ВРП – не самоцель и, в конечном счете, преследует выполнение двух основополагающих задач: увеличение доходов бюджета и заработной платы во внебюджетном секторе. Преодоление бедности – безусловный приоритет исполнительной власти, в том числе в рамках нацпроектов.

Что касается заработной платы, то здесь ситуация намного сложнее. Несмотря на неплохие темпы роста (8,4% при срднероссийском показателе 10,3%), мы по-прежнему в аутсайдерах ПФО. Да, с одной стороны за последние 6 лет в рамках майских указов фонд оплаты труда работников бюджетной сферы региона увеличился почти в два раза. Но надо помнить, что в структуре средней заработной платы региона так называемые «указники» составляют лишь 7,5%, а на долю предприятий реального сектора приходится не менее 50-ти процентов. Безусловно, в отличие от Оренбургской и Самарской областей, Татарстана и Удмуртии мы не имеем такой ярко выраженной сырьевой направленности экономики, которую сопровождают и более высокие зарплаты. И даже на фоне роста прибыли по целому ряду видов экономической деятельности, не наблюдается адекватного роста зарплаты. Считаю, что здесь недорабатывают трехсторонняя комиссия, профсоюзы, комиссия по теневой занятости. Недооценивать возможности этих структур – ошибочно. В то же время мы не можем допускать, чтобы ежегодное заключение соглашений с работодателями переходило в ритуальный формат, а работа комиссии по теневой занятости сводилась к статистической отчетности. Нелегальный сектор серьезно бьет по экономике. Проблему необходимо решать комплексно, совершенствуя структуру занятости. Поэтому профильному зампреду и соответствующим ведомствам регионального правительства, включая Государственную инспекцию труда, поручаю в течение двух месяцев подготовить перечень детально проработанных дополнительных предложений. Начиная с этапа профориентации вплоть до таких мер, как широкое привлечение общественного внимания к теневой занятости, системные акции со стороны профсоюзов, массированная разъяснительная работа по переводу личных подворий в КФХ.

Сегодня наша задача – не просто сохранить макроэкономическую стабильность, а уверенно закрепиться в первой пятерке ПФО по ключевым показателям реального сектора. Что касается средней заработной платы и доходов населения, то эти позиции необходимо улучшить, оторвавшись от группы отстающих. Повышение заработной платы по всем направлениям и отраслям – наш безоговорочный приоритет.

Теперь о миграционных процессах. Сохраняется тенденция миграционной убыли населения. В 2018 году она превысила 10 тысяч человек (74 тысячи – уехали, прибыли – 64 тыс.), тогда как в 2017 была порядка 6-ти тысяч человек. Основной поток – трудоспособное население. Высокий рост убыли зафиксирован в Лысогорском, Аткарском, Ртищевском, Вольском, Советском и Красноармейском районах.

Главная причина – нехватка рабочих мест с высокой заработной платой. Это - комплексная и сугубо экономическая проблема. Здесь мы рассчитываем на зримый эффект от реализации нацпроектов. Улучшение инвестиционного климата, открытие новых производств, в том числе малых, ввод многочисленных социальных объектов должны дать результат и переломить ситуацию. Параллельно продолжим усиленно задействовать такие меры, как привлечение в муниципалитеты молодых специалистов по программам в здравоохранении и образовании, проекты комплексного развития отдаленных территорий и саратовской агломерации, госпрограмма по добровольному переселению соотечественников. Только по ней в прошлом году в область прибыло почти 3 тысячи человек. А за все время действия программы (с 2010 года) – около 22-х тысяч.

О рабочих местах. В 2018 году только предприятиями и организациями области создано свыше 7-ми тыс. рабочих мест, что на 5,4% больше, чем в 2017-м. Если говорить о сокращениях, то из 3,5 тысяч граждан, обратившихся в службу занятости, - 63% получили работу.

В прошлом году мы столкнулись с массовым сокращением на «Саратовских авиалиниях» в связи с прекращением действия лицензии предприятия. Официально из почти тысячного коллектива в службу занятости обратились чуть больше 100 человек. На сегодняшний день в трудоустройстве нуждаются 40 из них. В начале апреля аэропорт «Гагарин» открыл более 500 вакансий.

Чтобы объективно проанализировать ситуацию с созданием новых рабочих мест приведу такое сравнение: если в прошлом году при 7 тысячах вновь созданных мест сокращено 3,4 тыс., то в 2017 это соотношение было 6,8 – к 5 тысячам. То есть, ситуация медленно, но выправляется. Стратегическая задача – выйти на соотношение 3 к одному и чтобы это соотношение отвечало реальным запросам рынка труда.

Инвестиции

Несмотря на сложности в сфере деловой активности, наблюдается положительная динамика объема инвестиций в основной капитал — он возрос со 117,6 миллиарда рублей в 2012 году до 155,3 миллиарда в 2018-ом. По этому показателю область стабильно на 7-ом месте в ПФО и на 30-ом в России.

В 2018 году инвестиционный портфель региона включал 140 проектов с общим объемом вложений - 360 млрд рублей. Из них были завершены 53 крупных проекта с общим объемом инвестиций - 48 миллиардов. В результате создана 1 тысяча новых рабочих мест – преимущественно в реальном секторе.

Задачи на 2019 год – увеличить объем инвестиций до 162 млрд руб. В текущем году будут завершены 43 проекта, что позволит создать свыше 2,6 тысяч рабочих мест. В числе самых крупных – балаковский завод гидротурбинного оборудования (200 рабочих мест), логистический центр «Лидер» в Саратовском районе (400 рабочих мест), аэропорт «Гагарин» (более 600 рабочих мест). Однако имеют место факторы, сдерживающие развитие инвестиционной деятельности.

В частности, ограниченные возможности регионального бюджета по господдержке инвесторов из-за жестких требований, оговоренных в соглашении с Минфином РФ. Отмена льгот по налогу на прибыль и мораторий на предоставление компаниям госгарантий области до 2021 года. Кроме того, серьезным препятствием остается кредитная политика банков - затянутые процедуры согласования заявок на получение займов, необоснованно завышенные требования к залоговому обеспечению на фоне нехватки у инвесторов оборотных средств. Так и не удается окончательно решить проблему административных барьеров. Долгие процедуры прохождения госэкспертизы проектно-сметной документации, оформления земельных участков и разрешений на строительство, высокая стоимость подключения к энергоресурсам негативно влияют на инвестклимат. Считаю, что здесь себя недостаточно проявляет Корпорация развития, призванная стать своего рода штабом по индивидуальной работе с каждым инвестором. На данный момент такую функцию структура не выполняет. И в ближайшее время я намерен провести расширенное совещание, на котором будут жестко сформулированы требования к Корпорации. Напомню, что Владимир Путин поддержал предложение АСИ о создании платформы для бизнеса, где бы предприниматели могли решать свои вопросы. В регионе такой платформой должна стать именно Корпорация развития. И до конца года мы этого добьемся.

Область занимает, мягко говоря, не лучшие позиции и в рейтингах административного давления. Прежде всего, это связано с надзорной деятельностью федеральных структур. Считаю, что исполнительной власти, проверяющим ведомствам, представителям бизнеса и экспертного сообщества в лице ТПП, уполномоченного по правам предпринимателей нужно незамедлительно садиться за стол переговоров и согласовывать подходы, направленные на стимулирование инвесторов, а не их отпугивание. Президент Владимир Путин в своих Посланиях регулярно поднимает тему защиты бизнеса, подчеркивая необходимость снижать силовое воздействие на сообщество. «Бизнес не должен постоянно ходить под страхом наказаний». И такой посыл главы государства требует серьезной проработки темы всеми заинтересованными сторонами.

Промышленность

В прошлом году объем отгруженных товаров собственного производства показал темп 111,4%. Львиная доля продукции приходится на обрабатывающие производства – 387 млрд рублей. Хорошую динамику продемонстрировали отрасли, которыми мы традиционно сильны: машиностроение (113%), металлургия (140%) и химическая промышленность (125%).

В прошлом году реализован целый ряд крупных инвестпроектов, направленных на создание высокотехнологичных производств. На «Саратовстройстекло» введена инновационная линия по производству особого вида стекла - объем инвестиций 1,6 млрд рублей. Компанией «Хевел» завершено строительство солнечных электростанций в Ершовском и Новоузенском районах (2,6 млрд. рублей).

Масштабную модернизацию в рамках программы импортозамещения провел «Саратовский институт стекла». Была введена линия многофункционального назначения, позволяющая производить стекло спецназначения для авиационной промышленности (1,2 млрд. рублей).

Балаковский филиал концерна «Апатит» также провел модернизацию, которая позволила увеличить объемы производства. Компания «Торэкс», вложив 3 млн евро, открыла испытательную лабораторию, не имеющую аналогов в России. Совокупно благодаря инвестированию в модернизацию и расширению производств в промышленном секторе региона, как я уже сказал выше, создана 1 тысяча рабочих мест.

Несколько слов о механизмах региональной поддержки промышленности. В прошлом году Фонд развития промышленности области совместно с профильным федеральным фондом оказал финансовую поддержку ЭПО «Сигнал». Предприятие получило 200 млн рублей на реализацию проекта производства высокотехнологичных счетчиков и приборов. Фонд продолжает работу: сейчас рассматривается заявка завода «Газпроммаш» по софинансрованию 8-ми проектов предприятия на общую сумму 360 млн. рублей.

Продолжаем оказывать поддержку реальному сектору в рамках областной программы развития промышленности. В прошлом году такую поддержку получили «Нефтемаш-Сапкон», «Трансмаш» и «РЭМО – Технологии». Средства фонда, а совокупно это 11 млн рублей, пошли на модернизацию и техническое переоснащение. Теперь о проблемных предприятиях.

В 2018 году, благодаря привлечению эффективных инвесторов и собственников удалось вывести из кризиса сразу несколько предприятий - завод тяжелых зуборезных станков, «Волжский дизель им. Маминых, завод автономных источников тока и «Волгодизельаппарат». Это крупнейшие предприятия области с многолетней историей, фундамент реального сектора. Отстоять их, сохранить коллективы, традиции, уникальные технологии - для исполнительной власти было делом чести.

Тем не менее, в текущем году ситуация с проблемными предприятиями остается на повестке. Причины нами проанализированы – это неэффективное управление, стратегические ошибки менеджмента. Тем не менее, мною поставлена задача – не потерять ни одной промплощадки, сохранить кадровый, научный и производственный потенциал. В том числе привлекая новых, эффективных собственников.

По каждому предприятию Правительство области работает точечно, тесно взаимодействуя с владельцами, менеджментом, вертикально-интегрированными структурами, федеральной властью.

В этом году перед профильным зампредом и минпромом я поставил задачу вывести из перечня проблемных - «Контакт», Радиоприборный завод и петровский «Молот». На встречах с руководством холдингов «Российская электроника», «Тактическое ракетное вооружение» и «Гранит-Электрон» обсуждались совместные меры по сохранению и развитию этих предприятий. В итоге были разработаны планы антикризисных действий, которые уже начали действовать.

Кроме того, сегодня есть реальные перспективы урегулирования в правовом поле ситуации на заводах «Торэкс» и «РМК». Особое внимание - «Тролзе». Заказы у завода есть, а значит - есть и перспективы. Наша задача – поддержать предприятие, в том числе с помощью инвестора или нового собственника. Моим поручением создана рабочая группа по выводу завода из кризиса, прорабатываются варианты привлечения оборотных средств и запуска производства. На данном этапе ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, параллельно выходим на «Государственную транспортную лизинговую компанию» и ряд коммерческих банков.

Теперь, что касается «Тантала». На протяжении последних лет из-за спада объемов выпуска, утери рынка гражданской продукции и неэффективного управления предприятие находится в крайне тяжелом финансово-экономическом положении. В прошлом году объем производства был ниже точки безубыточности. На 2019 год не подписано ни одного прямого контракта с Министерством обороны. Попытки региональной власти подключить крупные вертикально интегрированные холдинги и обеспечить загрузку пока не находят понимания у собственника. Поэтому необходимо продолжить работу по привлечению эффективного инвестора, используя все возможные инструменты.

Кратко остановлюсь на задачах отрасли на текущий год. Прежде всего, это завершение строительства Балаковского завода гидротурбинного оборудования, строительство второй очереди завода «Балаково-Центролит» по выпуску стального литья, завершение проекта «СНФ Флопам» по производству полиакриламида на площадке «Саратоворгсинтеза», новая линия на «ЕПК Саратов», создание мебельного кластера на базе «Пирро Групп» и ввод нового производственного корпуса группы компаний «Рубеж».

Определены целевые ориентиры по нацпроекту «Повышение производительности труда» - ежегодно она должна расти как минимум на 2%. Наша область вошла в число 16 пилотных регионов, где с октября прошлого года при поддержке Федерального центра компетенций началась практическая реализация этого нацпроекта. Новые инструменты повышения производительности труда внедряются на ЭПО «Сигнал» и «Газпроммаше». Первые результаты уже есть: на «Газпроммаше» время сборки приборов сократилось на треть, а производительность выросла на 10%. На очереди - КБ «Промавтоматики» и завод им. Орджоникидзе. Всего в текущем году в нацпроект вольются свыше 40 предприятий региона.

Готовимся к участию в нацпроекте «Наука», предусматривающему формирование научно-образовательных центров на базе ста ведущих вузов страны. Ресурс области - наши крупнейшие университеты, прежде всего – СГУ, а также «Политех» и медуниверситет. Все они должны быть задействованы в проекте как опорные площадки НОЦов. База СГУ – приоритетная.

Разработка, внедрение, производство – такая модель позволит не только выходить на конкурентоспособную продукцию, а значит - наращивать экономику, но и увеличивать доходы граждан, в том числе за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест.

Энергетика

В 2018 году завершился очередной этап программы перспективного развития региональной электроэнергетики. В числе результатов – обеспечение надежным электроснабжением центральной части Саратова, ключевых соцобъектов Татищевского района - 2 больниц, военного госпиталя, 5 школ и 5 детских садов. Также в программу вошли Хвалынский и Турковский районы.

В текущем году утверждена программа на 2020-2024 годы. По ней предусмотрено свыше 65,5 миллиардов рублей. Намечена реконструкция объектов электроснабжения Саратова, Энгельса и девяти районов области. Это десятки социальных объектов, сотни тысяч жителей.

Поручаю профильному зампреду и министру промышленности совместно с главами муниципалитетов быть на постоянной обратной связи с руководством энергохолдингов. Своевременно выявлять узкие места, где требуется первоочередная замена электросетевого хозяйства, - для оперативного включения в мероприятия программы.

Аграрный сектор

В прошедшем году урожай зерновых составил 3,3 млн тонн, что на 40 с лишним процентов меньше, чем в рекордном 2017 году. При этом по намолоту зерна область - на втором месте в ПФО и на 11-ом - в России. Собранный объем зерна на продовольственные нужды практически в 6 раз перекрывает внутренние потребности, соответственно значительные объемы реализуются в другие регионы и на экспорт.

Боле чем в 1,5 раза повысили урожай подсолнечника - до 1,6 млн тонн. Это самый большой сбор в стране. Было получено более 340 тыс. тонн сахарной свёклы, что позволило загрузить все мощности Балашовского сахарного завода. Произведено порядка 53-х тыс. тонн сахара, то есть приближаемся к самообеспеченности.

Системная работа предыдущих лет по увеличению площадей теплиц и применению новых технологий обеспечила еще один значимый показатель по овощам закрытого грунта: 38,6 тыс. тонн, темп роста - 108%.

По сбору овощной продукции Саратовская область - лидер в ПФО и в десятке лучших по России.

Сегодня стоит задача по переходу растениеводческих хозяйств к многопрофильности, предполагающая включение животноводческих направлений. Это существенно снизит рыночные риски аграриев, повысит финансовую устойчивость сельхозпроизводства.

В прошлом году стабилизация в животноводстве достигнута за счет прироста поголовья в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах, которые своим производством замещают вклад личных подворий.

Поэтому поддержка малых форм хозяйствования сохраняет свою приоритетность. В результате мы получаем не только прирост поголовья, производства молока и мяса, но и создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений. Поэтому последовательно наращиваем господдержку. Если 5 лет назад ее объем был менее 127 млн рублей, то в прошлом году – уже свыше 190 миллионов. А в этом году по действующим видам поддержки финансирование превысит 200 млн рублей.

Кроме того уже в текущем году область будет участвовать в нацпроекте по стимулированию предпринимательской инициативы. На создание системы поддержки фермеров и сельхозкооперации из федерального бюджета будет выделено 70 млн рублей.

Комплексная задача по развитию молочного скотоводства предусматривает в первую очередь увеличение маточного поголовья КРС, повышение продуктивности и валового производства молока во всех категориях хозяйств. Для каждого района определены целевые показатели по увеличению численности скота и птицы.

В прошлом году область вышла на исторический рекорд по экспорту зерна. Было отправлено свыше 2-х млн тонн, что в 2 раза больше аналогичного периода. В этом году поставлена задача по участию в федеральном проекте «Экспорт продукции АПК». Уже реализуются инвестпроекты по созданию в шести районах мини-элеваторов и грузовых хабов на железнодорожных станциях. Новые мощности позволят решить задачу по длительному хранению сельхозпродукции без потерь качества, а также увеличить отгрузку. Уже введен в эксплуатацию первый зерновой хаб в Пугачёвском районе. Прирост экспорта будет обеспечен за счет поставок зерновых и масложировой продукции.

В числе приоритетных задач регионального АПК остается завершение и запуск новых инвестпроектов. В прошлом году закончено строительство тепличных комплексов в Татищевском районе, создан селекционный центр в Балаковском районе, проведена модернизация производства на «Саратовской макаронной фабрике» в Энгельсском районе, построен цех по глубокой переработке сельхозкультур в Марксовском районе.

Продолжается реализация инвестиционных проектов в животноводстве. В прошлом году введена первая очередь животноводческого комплекса на 300 голов в Ртищевском районе, в этом году планируется завершение второй очереди проекта. В Марксовском районе ведется строительство молочно-товарной фермы на 14